Дмитриева Марина Юрьевна - воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Чурачики Цивильского района

"Батик" конспект занятий

Открытое занятие

по теме: «Яркие узелки»

Цель: познакомить воспитанников с  техникой «узелковый батик». 
Задачи:
- освоение приемов техники «узелковый батик».
- формирование практических навыков и умений
- развитие аккуратности, усидчивости, терпения;
- воспитание умения работать в коллективе;
- формирование эстетической и технологической культуры.

Оборудование, наглядные и дидактические материалы:
- образцы изделий;
- ткань

 -акриловые краски

-кисточки

-стаканы

-вода

-ножницы

-фартуки

- мультимедийное сопровождение.

- клеёнки

- влажные салфетки

-палитры

-подставки для кисточки

-нитки

музыкальное сопровождение Г. Берлиоз

План занятия:
1. Организационная часть- 8 мин.
- приветствие обучающихся;
- знакомство с группой детей;
- сообщение темы и цели занятия;
- психологический настрой.
2. Основная часть – 30мин.:
- историческая справка (диалог с детьми);
- вводный инструктаж, Т. Б.;
- демонстрация приемов работы:
* складывание и скручивание ткани; 
* завязывание узелков;
* нанесение краски на ткань при помощи кисточки;
* развязывание узелков;
- работа по технологической карте (скручивание ткани и фиксирование её нитками);
- контроль правильности выполнения приемов работы;
- продолжение работы по технологической карте;
- текущий инструктаж;
- контроль качества работы обучающихся;
- завершение работы, итоговый контроль.
3. Заключительная часть – 5 мин:
- подведение итогов занятия;
- беседа с обучающимися: 
4.Уборка рабочего места – 2 мин.

Организационный момент.
Здравствуйте ребята , ребята! Меня зовут Марина Юрьевна! Прежде чем мы с вами начнем наше занятие, я хотела бы с вами познакомиться.(называют свои имена) Проходим на свои места. Тема нашего открытого занятия: «Яркие узелки».Я принесла вам шкатулку она необычная! А вы хотите узнать, что лежит в ней?(ответы детей).(да)

(открыть шкатулку достаю платочек в технике батикс узором Солнышко.)

 Цель занятия: пробудить интерес обучающихся к технике «узелковый батик». 
Ребята! Кто-нибудь из вас знает, что такое «батик»? Может быть, кто-то уже занимался этим видом творчества или видел работы, выполненные в этой технике? (Ответы обучающихся). Хорошо!
И так, начнем! Что же такое батик? Батик- это искусство ручной росписи по ткани, одно из самых увлекательных творческих занятий. Это очень древнее искусство. Узелковый батик-это один из способов крашения ткани, который был известен с давних времен в таких странах как: Индия, Япония, Китай. В России узелковое крашение стало известным в начале 20 века, оно использовалось в основном в одежде и интерьере. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, занавеси, скатерти, салфетки и другие предметы быта, а также панно. Посмотрите, пожалуйста, на эти образцы росписи ткани. Обратите внимание, какое количество различных изделий можно выполнить в этой технике. 
Материалы и инструменты. 
Для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань или шелк. Мы с вами будем использовать для «узелкового батика»бязь. Существуют универсальные красители по батику или акриловые краски, которые подходят для нескольких видов тканей. А раньше использовали натуральные красители: луковую шелуху, отвар веточек тополя, сок свеклы, моркови. Так же нам потребуются прочные нитки для фиксации сложенной ткани.
Практическая работа
Практическая работа состоит из трёх основных этапов:
1 этап - подготовка ткани к окрашиванию (скручивание ткани);
2 этап - окрашивание.
3 этап - итоговый – доработка рисунка по замыслу. 
Ребята, работать вы будете парами: один из вас сворачивает ткань, а второй - подготавливает нитки и завязывает узелки, затем можно поменяться ролями.
Главный секрет узелкового батика - это приемы складывания ткани. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. (Демонстрация образцов)
Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками. 
Способы складывания ткани и завязывания узелков:
– чтобы получить самый простой орнаментальный узор, необходимо найти центр
ткани и присобрать в одном месте и обвязать нитками; 
– орнаментальные полосы можно получить при помощи складывания ткани 
«гармошкой» и перевязывания нитками в нескольких местах;
Прежде чем приступить к выполнению практической работы мы с вами должны познакомиться с правилами техники безопасности при работе с красителями и инструментами. 
Ребята, может кто-нибудь из вас озвучит эти правила?
– красители нельзя пробовать на вкус – это химические вещества;
– воду из стаканчиков не пить, она предназначена для технических 
целей;
– кисточками не размахивать по сторонам, можно поранить соседа или
испачкать его красками;
– ножницы должны быть с закрытыми лезвиями, направленными от 
себя;
– ножницами не размахивать, передавать их нужно кольцами вперед.
А сейчас .

Физкультминутка
Мы разминку начинаем

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)

Начинаем приседанья —

Раз, два, три, четыре, пять.

А теперь три раза нужно,

Как лягушки, проскакать. (Приседания — 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)вместе с педагогом)
Замечательно, ребята, мы с вами отдохнули и продолжаем наше занятие. Для этого нужно надеть фартуки и перчатки. Готовы!
После крашения узелки развязывают или разрезают при помощи ножниц. Разворачиваем ткань и смотрим, что у нас получилось. у нас с вами получилось яркое солнышко. Какая красота у нас получилась Замечательно!
Ребята, мне очень понравилось с вами общаться, вы такие талантливые и активные, интересные и замечательные 
А вам занятие понравилось? Что именно, понравилось и запомнилось, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
А теперь мне бы хотелось услышать ответ на вопросы: 
1. «Каким видом творчества мы с вами сегодня занимались?»
2. «Понравилось ли вам работать с тканью и красителями?»
3. «Какие затруднения вы испытывали?»
4. «Чтобы вы еще хотели выполнить в этой технике?»
(Ответы детей)
Замечательно!
Поверьте мне, что какой бы вы рисунок не сделали, он будет отображать ваши творческие способности, которые есть у каждого. Поэтому, не стесняйтесь проявлять вашу фантазию. Каждый человек должен уважать свою неповторимость , именно из этих красок состоит мир! 
Ребята! Работы, которые вы выполнили, вы заберете себе на память о нашем занятии по «узелковому батику». 
Убираем свои рабочие места. Отлично! СПАСИБО! До свидания!


30 октября 2019 в 11:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.